Проект 71 Регион 71r.ru
информационно-аналитический портал Тульской области

Узловский район

 

Общие сведения. Узловая находится в восточной части Тульской области. Занимаемая площадь – 567 кв. км. Население- 57,4тыс. человек. Муниципальное образование «Узловский район» включает в себя муниципальные образования: город Узловая, рабочие поселки Брусянский и Дубовка, сельские поселения: Каменецкое, Майское, Партизанское, Ракитинское, Смородинское и Федоровское.
Административный центр — город Узловая, крупный промышленный центр Тульской области. Расстояние от Тулы — 47 км. Население — 69,8 тыс. человек.


герб города УзловаяГерб. «В зеленой поле серебряный вилообразный крест; поверх него — золотое колесо».

Природа. Недра района содержат бурый уголь, качественные глины, каменную соль, гипс, известняк и др. Основные водные артерии — река Дон с притоками Люторичь, Сукромка, Далец, Емановка и реки Окского бассейна: Шиворонь, Рассошка, Любовка, Ильинка. Имеется множество ручьев, родников, прудов. Почвы преимущественно выщелоченные и оподзоленные черноземы. Район расположен в лесостепной зоне, но леса занимают всего 1,3% его территории. Встречаются заболоченные участки, терриконы.


Промышленность. Представлена развитыми химической, легкой, пищевой отраслями, машиностроением, производством строительных материалов. Наибольший удельный вес (45%) приходится на химическую промышленность.
Ведущие предприятия: ОАО «Пластик», ЗАО «УЗСК Центргаз», ОАО «Мужские сорочки», ОАО «Камертон», ЗАО «Винелла», ОАО «Узловский хладокомбинат», ЗАО «Узловский хлебокомбинат», ОАО «Кран-УМЗ». Завод аппаратуры дальней связи разработал уникальную систему сопряжения цифровых комплексов управления с аналоговыми, которые крайне необходимы Министерству путей сообщения. Стабильно работают ЗАО «Автомобилист-9», ОАО «Автоколонна № 2064», «Дубовское ПАТП», строительные организации.


Сельское хозяйство специализируется на производстве зерновых культур, картофеля, овощей, мясомолочной продукции.


Транспорт. По территории района проходят железнодорожные магистрали Москва - Донбасс, Вязьма - Сызрань, автомагистраль М4 «Дон». Автомобильные дороги местного значения связывают Узловую с Тулой, другими городами и населенными пунктами области.


Историческая справка
В 1873 г. при строительстве Сызрано-Вяземской железной дороги возникла станция Хрущево — узел трех направлений на Тулу, Ряжск и Елец. С 1877 г. станция стала называться Узловой. Вокруг нее образовался поселок с тем же названием. По мере увеличения грузооборота на Сызрано-Вяземской железной дороге рос и пристанционный поселок, постепенно приобретая статус местного экономического центра. Здесь появились мастерские, веерное депо, дополнительная ветка на Венев. В 1924 г. вокруг Узловой был образован Узловский район.
В 30-х гг. XX в. на базе открытых угольных месторождений началось строительство шахт, шахтерских поселков и Бобриковского (Сталиногорского) химкомбината. К этому же периоду относится создание магистрали Москва — Донбасс для усиления связи центральных районов страны с Донецким угольным бассейном. Главный ход дороги от Каширы до Валуек пролег через Узловую — Елец — Старый Оскол. Станция Узловая была полностью реконструирована. В 1938 г. поселок Узловая получил статус города. В 1942 г. Узловский район вошел в состав Московской области, в 1957 г. вновь возвращен в Тульскую.
Ныне Узловая — один из крупнейших железнодорожных узлов федерального значения, город химиков, шахтеров, машиностроителей. Его символ — паровоз марки ФД ( «Феликс Дзержинский»), установленный на постаменте около железнодорожного вокзала; памятник железнодорожникам, работавшим во время Великой Отечественной войны.
Построенная в основном в советское время, Узловая славится своим художественно-краеведческим музеем, где наряду с богатой коллекцией по местной истории и художественной галереей работают общественные объединения, клубы. В городе создана система интересных экспозиций общественных музеев: горнодобывающей техники и кранов ОАО «Кран-УМЗ», грузового автотранспорта на базе 9-й автобазы, истории швейной фабрики (ныне ОАО «Мужские сорочки»), ОАО «Пластик», профтехобразования, отделенческой больницы.
Юные узловчане учатся в техникуме железнодорожного транспорта, машиностроительном колледже, медицинском училище. Посещают Дворец творчества юных, детскую юношескую спортивную школу, художественную и две музыкальные школы. Популярны народный ансамбль гармонистов «Тальянка», молодежный хор ДК машиностроителей, народный театр «Время». Фольклорные ансамбли «Калинушка» и «Сударушка» — лауреаты и дипломанты различных фестивалей. Узловчане по праву гордятся спортивными достижениями олимпийского чемпиона Шамиля Хисамутдинова.


Знаменитые земляки
Завенягин Аврамий Павлович (1901-1956). Министр, заместитель Председателя Совета Министров СССР, организатор производства. Дважды Герой Соцтруда. Принимал участие в создании атомного оружия. Его бюст установлен в городе.
Оболенский Дмитрий Дмитриевич (1845-1931). Князь, общественный деятель, коннозаводчик, мемуарист, публицист. В 1869 г. представил правительству проект Елецкой ветки Сызрано-Вяземской железной дороги. Эмигрировав во Францию, был переводчиком английской военной миссии. Автор «Воспоминаний», писал статьи о русском национальном характере, недопустимости отделения Украины от России и др.
Квасников Леонид Романович (1905-1993). Ученый в области химии, впоследствии — ядерной физики. С 1938 г. работал во внешней разведке. Герой России (1996).
Максимов Владимир Емельянович (1930-1995). Писатель, общественный деятель. Подолгу жил в Узловой у деда С. А. Михеева. В 1973 г. как соратник А. Д. Сахарова был изгнан из страны. Издавал журнал «Континент».
16узловчан стали Героями Советского Союза и России.